1. Цели и основания для введения процедуры внешнего управления.
Внешнее управление, в соответствии со ст.2 Закона о банкротстве является процедурой направленной на восстановление платежеспособности должника. Особенности проведения процедуры наблюдения регулируются статьями 92-123 Закона о банкротстве.
Процедура внешнего управления может быть введена арбитражным судом как на основании решения собрания кредиторов, так и без такого решения, в случае если будут установлены обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность может быть восстановлена в установленные Законом о банкротстве сроки.
Внешнее управление может быть введено на срок до восемнадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Для отдельных категорий юридических лиц предельный срок внешнего управления может быть больше (например, для стратегических предприятий).
Законом о банкротстве предусматриваются следующие случаи, при которых возможно введение процедуры внешнего управления:
- после проведения процедуры наблюдения, на основании решения первого собрания кредиторов или без такового, в случае наличия достаточных оснований для предположения о том, что платежеспособность должника может быть восстановлена (пункты 1,2 статьи 75 Закона о банкротстве);
- после проведения процедуры финансового оздоровления, как на основании решения собрания кредиторов, так и без такового при наличии доказательств возможности восстановления платежеспособности должника (пункты 1, 2 статьи 92 Закона о банкротстве);
- в процедуре конкурсного производства, в случае если конкурсным управляющим будут выявлена возможность восстановления платежеспособности должника (пункт 1 статьи 146 Закона о банкротстве).
Следует заметить, что в случае введения внешнего управления после финансового оздоровления, то совокупный срок указанных процедур не должен превысить период в два года (пункт 2 статьи 92 Закона о банкротстве).
Если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения вопроса о возможности введения внешнего управления прошло более 18 месяцев, то ввести внешнее управление будет уже невозможно.
Соответствующий запрет установлен пунктом 2 статьи 92 Закона о банкротстве.
2. Последствия введения процедуры внешнего управления. Ограничения и запреты.
Введение процедуры внешнего управления в отношении должника влечет за собой наступление определенных последствий.
Так, после введения процедуры внешнего управления наступают следующие последствия.
- Полностью прекращаются полномочия руководителя должника, исполнение его функций возлагается на внешнего управляющего. При этом внешний управляющий имеет право уволить руководителя должника, или перевести его на другую должность.
- В течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего органы управления должника обязаны обеспечить ему передачу документации организации — банкрота. Данная обязанность распространяется также на тех арбитражных управляющих, которые осуществляли свои полномочия до введения внешнего управления.
- Частично прекращаются полномочия органов управления должника. Полномочия органов управления, в не прекращенной части, возлагаются на внешнего управляющего.
- Отменяются меры по обеспечению требований кредиторов, принятые ранее.
- Аресты на имущество должника, налагаемые в связи с взысканием задолженности включенной в РТК, или подлежащей включению в него, могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве. Данное правило не распространяется на аресты, которые связаны с взысканием текущей задолженности и те, которые связаны с истребованием имущества из чужого незаконного владения.
- Приостанавливается исполнение исполнительных производств по взысканию задолженности и иным видам обязательств, за исключением тех, которые были возбуждены на основании вступивших в силу судебных актов выданных до введения внешнего управления с целью взыскания заработной платы, вознаграждений от интеллектуальной деятельности, возмещению вреда причиненного жизни или здоровью, а также текущей задолженности.
- Не начисляются любые виды финансовых санкций (пени, штрафы, проценты), за неисполнение должником обязательств по оплате обязательных платежей и денежных обязательств, за исключением тех, которые являются текущими (пункт 2, статьи 95 Закона о банкротстве).
- На сумму требований (в части основного долга) конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов, производится начисление процентов, в размере ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной на дату введения внешнего управления. Проценты начисляются на сумму требований каждой очереди РТК с даты введения процедуры по дату фактической оплаты задолженности или по дату введения конкурсного производства. По соглашению внешнего управляющего и конкурсного кредитора сумма начисляемых процентов может быть уменьшена (пункт 2, статьи 95 Закона о банкротстве).
- Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательным платежам и денежным обязательствам, включенных в РТК, или подлежащих включению в него, а также на требования о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Действие моратория не распространяется: на текущие обязательства; требования о взыскании заработной платы; выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; о возмещении вреда жизни или здоровью и выплате компенсации сверх возмещения вреда (пункты 1, 5, статьи 95 Закона о банкротстве).
- Требования кредиторов могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований, предусмотренных статьей 100 Закона о банкротстве, то есть подлежат включению в реестр требований кредиторов. Данное правило не распространяется на текущие обязательства.
- Крупные сделки (стоимость которых составляет более 10% от балансовой) или их совокупность, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (то есть те где одной из сторон по сделке выступают лица заинтересованные по отношению к внешнему управляющему или конкурсному кредитору либо к должнику), заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (пункт 1 статьи 101 Закона о банкротстве);
- Сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления, заключение которых не было предусмотрено планом внешнего управления совершаются внешним управляющим после согласования с собранием или комитетом кредиторов, (пункт 4, статьи 101 Закона о банкротстве).
- В случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на двадцать процентов размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания или комитета кредиторов (пункт 1 статьи 104 Закона о банкротстве).
- Внешний управляющий не вправе распоряжаться депонированным имуществом должника, являющегося депонентом по договору условного депонирования (эскроу).
- Решения, влекущие за собой увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов (ст. 105 Закона о банкротстве).
Сохраняются полномочия органов управления должника при принятии следующих решений:
- об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
- об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
- об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
- об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
- об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника содержащим сведения о минимальной цене продажи;
- о замещении активов должника;
- об избрании представителя учредителей (участников) должника;
- о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;
- иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.
Полномочия собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах компетенции, сохраняются только в части принятия следующих решений:
- об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника содержащим сведения о минимальной цене продажи;
- о замещении активов должника;
- о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
3. План внешнего управления, его содержание и порядок утверждения.
План внешнего управления представляет собой документ, содержащий сведения о тех мероприятиях, в результате проведения которых будет возможно восстановить платежеспособность должника.
Действия, направленные на разработку плана внешнего управления обязан осуществить внешний управляющий.
Разработанный план внешнего управления внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен отвечать следующим условиям:
- соответствовать требованиям действующего законодательства;
- содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности в установленный срок;
- включать в себя информацию о конкретных мерах по восстановлению платежеспособности должника, условия, порядок и стоимость их реализации;
- предусматривать срок восстановления платежеспособности;
- предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов при принятии решений по вопросу утверждения сделок должника.
План внешнего управления должен содержать реальные способы восстановления платежеспособности должника, отражать сведения о действительных расходах и отвечать признакам исполнимости.
При невыполнении вышеуказанных условий имеется риск его не утверждения собранием кредиторов, либо признания недействительным арбитражным судом по результатам рассмотрения жалобы заинтересованного лица.
Утверждение плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.
Как следует из пункта 1 статьи 106 Закона о банкротстве, после подготовки плана внешнего управления арбитражный управляющий обязан представить его собранию кредиторов на утверждение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 107 Закона о банкротстве, собрание кредиторов по вопросу рассмотрения разработанного плана внешнего управления должно быть проведено не позднее чем через два месяца после утверждения внешнего управляющего.
Внешний управляющий обязан обеспечить кредиторам и уполномоченному органу возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов по его утверждению.
По результатам проведения собрания кредиторы вправе принять следующие решения:
- об утверждении плана внешнего управления;
- об отклонении плана внешнего управления с целью подготовки нового;
- об отклонении плана внешнего управления и открытии конкурсного производства;
- об отклонении плана внешнего управления и об освобождении внешнего управления и выбором иной кандидатуры арбитражного управляющего.
В случае принятия решения об корректировке плана внешнего управления, должен быть определен новый срок созыва собрания кредиторов, который не должен превышать двух месяцев с даты принятия соответствующего решения.
При принятии решения об отстранении внешнего управления должны быть приведены обоснования, предусмотренные нормами Закона о банкротстве.
Утвержденный план внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично.
Заявления о признании плана внешнего управления недействительным рассматривает арбитражный суд.
Заявление о признании плана внешнего управления недействительным может направить любое лицо, чьи права и интересы нарушаются его утверждением.
В ходе внешнего управления допускается проведение действий по внесению изменений в утвержденный план внешнего управления (пункт 7 статьи 107 Закона о банкротстве).
После утверждения плана внешнего управления он должен быть направлен внешним управляющим в арбитражный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания.
В случае если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления (или в течение двух месяцев, если процедура внешнего управления была введена судом в соответствии с пунктом 6 статьи 87), в арбитражный суд не будет представлен план внешнего управления, то суд может принять решение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства.
4. Способы достижения восстановления платежеспособности должника.
В плане внешнего управления могут быть отражены следующие меры, за счет которых может быть достигнуто восстановление платежеспособности должника:
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требований должника (статьи 110, 112 Закона о банкротстве);
- исполнение обязательств собственником должника или учредителем (участником), или иными лицами (статьи 112.1, 113 Закона о банкротстве);
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников или третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника (статья 114 Закона о банкротстве);
- продажа предприятия должника (статьи 110, 111 Закона о банкротстве);
- замещение активов должника (статья 115 Закона о банкротстве).
Перечень указанных мер не является исчерпывающим, в связи с чем в план могут быть включены сведения о необходимости проведения иных мероприятия .направленных на восстановление платежеспособности должника.
Как следует из пункта 1 статьи 106 Закона о банкротства, платежеспособность будет считаться восстановленной в том случае, когда должник перестанет отвечать признакам неплатежеспособности, установленным статьей 3 Закона о банкротстве, то есть у него будет отсутствовать просроченная к взысканию свыше 3-х месяцев задолженность по денежным обязательствам, заработной плате и обязательным платежам.
5. Порядок и особенности проведения внешнего управления.
Внешнее управление вводится на основании определения арбитражного суда.
Как правило, внешний управляющий утверждается тем же определением, в соответствии с которым вводится внешнее управление, но может и отдельным судебным актом.
В случае, если внешний управляющий был утвержден не сразу при введении внешнего управления, то арбитражный суд возлагает исполнение его обязанностей на арбитражного управляющего осуществлявшего свои полномочия в предыдущей процедуре.
Следует отметить что, к полномочиям временно исполняющего обязанности внешнего управляющего, относится проведение всех установленных Законом о банкротстве мероприятий, связанных с проведением процедуры внешнего управления, за исключением действий по разработке плана внешнего управления (пункт 2 статьи 96 Закона о банкротстве).
При введении внешнего управления руководитель должника утрачивает свои полномочия, он подлежит увольнению или переводу на другую должность.
Функции руководителя переходят к внешнему управляющему.
Сведения о ведении внешнего управления опубликовываются в официальном печатном органе и ЕФРСБ.
Факт размещения сообщения о введении внешнего управления является основанием для кредиторов и уполномоченного органа по обращению в арбитражный суд с заявлением о включении своих требований в реестр требований кредиторов должника.
Ходатайства кредиторов о включении своих требований в реестр требований кредиторов должника могут быть заявлены в течение всей процедуры внешнего управления.
В ходе внешнего управления внешний управляющий принимает в ведение имущество должника от руководителя, проводит его инвентаризацию, сведения о которой опубликовывает в ЕФРСБ.
С учетом сведений полученных в результате инвентаризации имущества должника внешним управляющим подготавливается план внешнего управления.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены такие меры по восстановлению платежеспособности как продажа части имущества, взыскание дебиторской задолженности, перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, уступка прав требования, продажа предприятия и другие.
Исполнение обязательств в ходе внешнего производства так же возможно за счет средств учредителей и третьих лиц (ст. 112.1, 113 Закона о банкротстве).
Полномочиями по утверждению плана внешнего управления возложены на собрание кредиторов.
Утверждение плана внешнего управление производится на собрании кредиторов, которое должно быть проведено не позднее двух месяцев после даты утверждения внешнего управляющего.
После утверждения плана внешнего управления внешний управляющий проводит действия направленные на его реализацию.
Как следует из статьи 101 Закона о банкротстве при реализации своих полномочий внешний управляющий должен руководствоваться, прежде всего, положениями плана внешнего управления.
При заключении тех сделок, которые не предусмотрены планом внешнего управления, внешний управляющий обязан заручиться предварительным согласием собрания кредиторов.
В частности это относится к крупным сделкам (свыше 10% от балансовой стоимости активов должника), сделкам с заинтересованностью, направленным на выдачу займов, гарантий, поручительств, отчуждение или приобретение акций или долей, учреждение доверительного управления.
В течение трех месяцев с даты введения внешнего управления внешний управляющий вправе отказаться от исполнения тех договоров и сделок, которые препятствуют восстановлению платежеспособности должника, либо могут повлечь причинение убытков.
Такой отказ может быть заявлен только в отношении полностью или частично не исполненных сделок.
Внешний управляющий обязан информировать собрание кредиторов или комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления.
По результатам своей деятельности внешний управляющий подготавливает соответствующий отчет.
Отчеты о своей деятельности внешний управляющий представляет собранию кредиторов по требованию лиц, имеющих право на его инициирование, а также в случае установления причин возможности или необходимости досрочного прекращения процедуры внешнего управления.
При истечении срока внешнего управления внешний управляющий созывает собрание кредиторов и представляет на их обозрение отчет о процедуре и документы о финансовом состоянии должника (отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств и другие).
В отчете внешнего управляющего должно содержаться предложение о прекращении производства по делу в связи с погашением задолженности, либо о продлении процедуры или об открытии конкурсного производства.
После рассмотрения отчета собранием кредиторов принимается одно из решений о продлении, прекращении процедуры либо введении конкурсного производства.
Отчет о результатах внешнего управления подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом.
По результатам рассмотрения отчета судом, последний либо его утверждает, если произошло погашение требований кредиторов, или возможно их погашение, либо не утверждает, если погашение требований не произошло и восстановление платежеспособности невозможно.
По результатам рассмотрения итогов внешнего управления процедура банкротства может быть прекращена в связи с восстановлением платежеспособности должника, либо введено конкурсное производство.