Процедура банкротства организации наблюдение

procedura nablyudeniya Наблюдение это процедура, к целям которой относится обеспечение сохранности имущества должника, проведение его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, о чем свидетельствует ст.2 Закона о банкротстве.

celi procedury nablyudeniya

1. Основания для введения процедуры наблюдения и сроки её  проведения.

Процедура наблюдения вводится после рассмотрения соответствующего заявления о ее введении, направленного в арбитражный суд самим должником или его работником (в том числе бывшим), или конкурсным кредитором, или уполномоченным органом.

Рассмотрение такого заявления производится в соответствии с требованиями, установленными для такого случая статьей 48 Закона о банкротстве.

Из совокупности условий, установленных статьей 48 Закона о банкротстве следует, что процедуру наблюдения можно ввести в трех случаях.

  • Для первого случая, обязательным условием для введения процедуры является факт наличия у должника, на дату рассмотрения судом заявления, неоплаченной задолженности по сумме основного долга в размере не менее трехсот тысяч рублей, просроченных к взысканию свыше трех месяцев (пункт 2 статьи 33 и пункт 2 статьи 3 Закона о банкротстве).
  • Второй случай предусмотрен для такой ситуации, когда заявителем по делу явился сам должник, реализовавший свое право по направлению заявления в порядке, предусмотренном статьей 8 Закона о банкротстве. Подача заявления по данной статье возможна в случае предвидения банкротства и при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник не в состоянии будет исполнить денежные обязательства, требования о выплате заработной платы и пособий, и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.
  • Третий случай связан с исполнением руководителем должника обязанности, по подаче заявления о признании банкротом при наличии оснований, перечисленных в статье 9 Закона о банкротстве, а именно: когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности удовлетворения остальных; учредителями (участниками), или собственником имущества унитарного предприятия должника принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества; имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

Условия для введения процедуры наблюдения указанные для первого случая, в соответствии со сложившейся практикой, являются основным (для большинства случаев) основанием для введения процедуры наблюдения в отношении должников. Так как, если должник соответствует этим условиям, то с большей степенью вероятности можно утверждать, что он одновременно отвечает как условиям, предусмотренным статьей 8 Закона о банкротстве, так и одному из условий, перечисленных в статье 9 Закона о банкротстве.

Доказать наличие оснований для введения процедуры наблюдения по основаниям связанным с реализацией права по статье 8 и обязанности по статье 9 Закона о банкротстве, без наличия задолженности, достаточной для возбуждения дела о банкротстве весьма проблематично.

Также следует отметить, что кроме той совокупности условий для возможности введения процедуры наблюдения, установленных статьей 48 Закона о банкротстве, имеется еще одна и связана она с наличием или отсутствием  у должника или заявителя требований средств, достаточных для осуществления процедуры банкротства.

Так из пункта 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» следует, что если должник обращается с заявлением о признании его банкротом, он обязан применительно к статье 38 Закона о банкротстве приложить к заявлению доказательства наличия у должника имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве.

При непредставлении  доказательств наличия средств для финансирования процедуры арбитражный суд,  на основании статьи 44 Закона о банкротстве, оставляет без движения  заявление должника  с последующим возвращением при непредставлении их в установленный срок. Аналогичное условие предъявляется к уполномоченному органу пунктом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 .

В соответствии с пунктом 3, статьи 62 Закона о банкротстве, наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона, что составляет 7 месяцев.

Пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 (ред. от 27.06.2017) «О процессуальных сроках, предусмотрена возможность продления данного срока до десяти месяцев, то есть увеличен на три месяца применительно к части 2 статьи 152 АПК РФ.

Как следует из практики, сроки проведения процедуры наблюдения могут затягиваться на сроки более 10 месяцев имеются случаи проведения соответствующей процедуры более двух лет.

В случае соответствия направленного заявления условиям, отвечающим требованиям Закона о банкротстве и признании обоснованности предъявляемых требований (при подтверждении суммы указанных в заявлении обязательств) арбитражный суд вводит в отношении должника процедуру наблюдения.

2. Последствия введения процедуры наблюдения.

Введение процедуры влечет за собой наступление определенных последствий, связанных с необходимостью сохранения имущества должника и установления особого порядка погашения задолженности перед его кредиторами.

posledstviya vvedeniya procedury nablyudeniyaТак статьей 63 Закона о банкротстве устанавливаются следующие последствия:

  • требования кредиторов (за исключением текущих требований) могут быть предъявлены к должнику только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Порядок предъявления таких требований регламентируется ст. 71 Закона о банкротстве. Такие требования кредитор должен направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, для целей признания их обоснованными и включения в реестр требований кредиторов (даже если по данным требованиям, до возбуждения в отношении должника дела о банкротстве принимался судебный акт, подтверждающий их обоснованность);
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств, за исключением текущих платежей;
  • приостанавливается исполнительные производства и снимаются аресты, связанные с имущественными взысканиями, за исключением тех которые были возбуждены на основании вступивших в силу судебных актов до введения процедуры наблюдения по: взысканию заработной платы; вознаграждения за интеллектуальный труд; об истребовании имущества из незаконного владения; о возмещении вредя жизни и здоровью; о компенсации сверх возмещения вреда. — не допускается выплата (выделение) доли учредителям, выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата стоимости доли (пая);
  • не допускается погашение требований путем проведения зачета встречного однородного требования, совершенного с нарушением очередности, установленной п.4 ст. 134 Закона о банкротстве;
  • не допускается изъятие у унитарных предприятий имущества их собственниками; — выплата дивидендов, доходов по долям (паям) и распределение прибыли между участниками (учредителями) запрещается;
  • прекращается начисление пени и иных санкций на неисполненную должником сумму задолженности, за исключением текущей, при этом на указанные обязательства с даты введения наблюдения по дату последующей процедуры начисляются проценты в размере установленной Центральным банком РФ ставки рефинансирования (ключевая ставка) действовавшей на дату введения наблюдения (п.4, ст.63 Закона о банкротстве).

3. Ограничения в процедуре наблюдения, налагаемые на должника и контролирующих его лиц.

После введения процедуры наблюдения руководитель должника продолжает осуществлять свои полномочия, но на его действия и действия иных лиц, которые могут своими решениями влиять на должника (например, участники общества), статьей 64 Закона о банкротстве налагаются определенные ограничения.

ogranicheniya v procedure nablyudeniyaТак без письменного согласия временного управляющего органам управления должникам запрещается:

  • осуществлять сделки, либо ряд сделок связанных с отчуждением или приобретением активов превышающих 5% от общей балансовой стоимости имущества должника.
  • получать или выдавать займы, поручительства и гарантии, уступать права требования переводом долга, учреждать доверительное управление имуществом должника.

Органы управления юридического лица не вправе принимать следующие решения:

  • о реорганизации и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово — промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договоров простого товарищества. Собственник имущества должника — унитарного предприятия не вправе:
  • принимать решения о реорганизации и ликвидации должника;
  • давать согласие на создание должником юридических лиц или участие должника в иных юридических лицах;
  • давать согласие на создание филиалов и открытие представительств должника;
  • принимать решения о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

4. Порядок и особенности проведения процедуры наблюдения.

Факт вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения является основанием для реализации лицами, участвующими в деле о банкротстве своих прав и обязанностей.

Больше всех должен постараться, конечно, временный управляющий, как лицо ответственное за достижение целей процедуры и получающее вознаграждение за свою работу.

osnovnye etapy procedury nablyudeniyaК одному из первых мероприятий после введения процедуры наблюдения следует отнести действие по опубликованию сведений о таком событии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 и статьей 28 Закона о банкротстве временный управляющий обязан опубликовать сведения о введении процедуры наблюдения в ЕФРСБ и официальном печатном органе (газете «Коммерсантъ»).

Опубликованное сообщение должно содержать сведения о должнике, арбитражном управляющем и их адресах, сведения о номере дела, наименовании арбитражного суда и назначенной дате судебного заседания.  

После опубликования сведений о введении наблюдения у кредиторов появляется возможность для обращения в арбитражный суд с заявлением о включении своих требований в реестр требований кредиторов.

Как следует из пункта 1 статьи 71 Закона о банкротстве, для целей участия в первом собрании кредиторов уполномоченный орган и конкурсные кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Задолженность включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Требования работников включаются в реестр требований кредиторов временным управляющим самостоятельно, при наличии разногласий они разрешаются в судебном порядке.

В рамках дела рассматриваются также возражения на требования заявленные кредиторами, которые рассматриваются арбитражным судом.

Требования признанные судом обоснованными подлежат включению в реестр требований кредиторов и дают право участия на первом собрании кредиторов должника.

 К одному из основных документов, который должен быть подготовлен в ходе процедуры наблюдения следует отнести анализ финансового состояния должника.

При этом, как следует из ст. 73 Закона о банкротстве, проведенный временным управляющим в ходе наблюдения анализ финансового состояния должника должен дать ответы на следующие вопросы:

  • о достаточности либо недостаточности принадлежащего должнику имущества для погашения расходов по делу о банкротстве должника;
  • о возможности либо не возможности восстановления должником своей платежеспособности, в порядке и сроки установленные Законом о банкротстве (то есть в сроки, установленные для проведения таких восстановительных процедур как финансовое оздоровление или внешнее управление).

Также временным управляющим должно быть подготовлено заключение о наличии или отсутствии у должника признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, образец такого заявления можно посмотреть здесь.

Для целей надлежащей подготовки анализа ФХД, руководитель должника, в течение 15 дней с даты утверждения временного управляющего обязан представить последнему всю необходимую документацию.

Образец анализа ФХД вы можете просмотреть здесь.

В случае непредставления документации временный управляющий, как показывает практика, обязан использовать свое право по ее истребованию в судебном порядке, а также принять меры направленные на привлечение ответственных за передачу документов лиц к административной ответственности.

Так, статья 20.3 Закона о банкротстве указывает, что арбитражные управляющие при осуществлении своих полномочий обязаны действовать добросовестно и разумно, в том числе принимать меры направленные на возбуждение административных дел в отношении лиц, совершивших правонарушения.

Факт не передачи документации руководителем препятствует достижению целей наблюдения, с учетом изложенного временный управляющий поступит добросовестно и разумно, направив в суд заявление о истребовании необходимых материалов в принудительном порядке, а заодно и обращение в органы прокуратуры по данному обстоятельству, с целью возбуждения дела об административном правонарушении.

Бездействие в данной части может явиться основанием для обжалования кредиторами бездействия временного управляющего в данной части.

Для целей определения дополнительных источников для финансирования расходов в ходе наблюдения временным управляющим должны проводиться действия по выявлению оснований для оспаривания сделок(что следует из абз.4, п.2, ст. 67 Закона о банкротстве) и установлению фактов возможности привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц по ст. 61.12 Закона о банкротстве за неисполнение обязанности по самостоятельной подаче заявления о признании должника банкротом, предусмотренной ст. 9 Закона о банкротстве (что следует из предпоследнего абзаца, п.2, ст. 20.3 общих правил Закона о банкротстве).

Следует отметить, что довольно часто, временные управляющие игнорируют общие требования, предъявляемые к арбитражным управляющим общими нормами статьи 20.3 Закона о банкротстве, руководствуясь лишь специальными, предусмотренными статьями 66, 67. Между тем, обязанности, возложенные на арбитражных управляющих общими правилами должны исполняться всеми управляющими, в том числе и временным.

Представленное временным управляющим собранию кредиторов и в арбитражный суд заключение о наличии оснований для оспаривания сделок, либо сведений о выявлении оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, при отсутствии у должника имущества, может явиться доказательством достаточности средств, для финансирования расходов по делу о банкротстве.

В случае выявления в ходе наблюдения факта недостаточности у должника имущества временный управляющий обязан незамедлительно обратиться в арбитражный суд с заявлением о прекращении процедуры банкротства, что следует из п.15. Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 №91.

Не исполнение данной обязанности может служить основанием для взыскания с него убытков, или уменьшению подлежащего выплате вознаграждению, на основании соответствующих заявлений, поданных конкурсными кредиторами или уполномоченным органом.

В ходе процедуры наблюдения подлежат исследованию вопросы о наличии у должника признаков отсутствующего или не действующего должника, что следует из содержания п.3 ст. 227 и ст.230 Закона о банкротстве и необходимости перехода на упрощенную процедуру, применяемую в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

Проведение данного исследования возлагается на временных управляющих, но как следует из практики, в большинстве случаев они соответствующих работ не проводят, что является основанием для обжалования их бездействия в арбитражном суде.

После подготовки анализа финансового состояния должника и отчета о ходе процедуры временный управляющий обязан инициировать и провести первое собрание кредиторов.

В материалах, представленных временным управляющим собранию кредиторов должно содержаться заключение о возможности либо невозможности восстановления платежеспособности должника, о достаточности либо недостаточности средств и имущества у должника для проведения последующей за наблюдением процедуры банкротства.

Кроме того должна содержаться рекомендация о том, какую процедуру следует ввести после окончания наблюдения.

По результатам проведения собрания кредиторов, кредиторами принимается решение о введении последующей процедуры банкротства, либо прекращении производства по делу.

Окончательное решение по результатам проведения наблюдения принимается арбитражным судом рассматривающим дело о банкротстве, при этом решение суда может не совпадать с соответствующим решением, принятым собранием кредиторов.

Также смотрите наблюдение в схемах по ссылке.

Сотрудниками сайта оказываются услуги по подготовке документов, используемых при банкротстве граждан и организаций, о подробностях читайте здесь.