Порядок проверки контрагента

poryadok-proverki-kontragentaВ данной статье размещена информация о том, зачем необходимо проводить проверку контрагента и как она проводится.

С учетом тематики настоящего сайта значимость вопроса проверки контрагентов будет также раскрыта применительно к специальным нормам Закона о банкротстве.

1.Зачем нужно проводить проверку контрагента.

В общем случае проверка контрагента на благонадежность позволяет владельцам бизнеса и руководителям предприятий обеспечить финансовую безопасность возглавляемых ими компаний.

Цель проведения проверки контрагента — снижение риска негативных последствий, связанных с взаимодействием с неблагонадежными сторонами по сделке.

К числу основных негативных последствий относятся следующие:

1. Не исполнение установленного обязательства второй стороной по сделке, в том числе по выплате вознаграждения за поставленный товар или оказанную услугу и тому подобное ;
2. Отказ налоговым органом в предоставлении налогового вычета, с начислением налоговых санкций;
3. Оспаривание сделки, с обязанием возврата предмета соглашения или компенсации его стоимости, в случае возбуждения в отношении контрагента дела о банкротстве;
4. Привлечение к субсидиарной ответственности, в случае возбуждения в отношении контрагента дела о банкротстве.

Проведение первичного анализа второй стороны по сделке, позволит отсечь тех контрагентов, чья неблагонадежность будет установлена, еще до подписания договора о сотрудничестве.

Отказ от заключения договоров с указанной категорией лиц позволит предотвратить появление многих проблем.

Первые две из перечисленных выше негативных причин не связаны с возбуждением процедуры банкротства в отношении одной из сторон, при этом 3 и 4 могут возникнуть, в случае возбуждения дела о банкротстве в отношении одной из них.

Рассмотрим каждую из негативных причин более подробно.

Итак, первая причина наиболее понятна, она связана с тем фактом, что не следует вступать во взаимоотношения с первым встречным контрагентом, предложившем очень выгодное предложение, предусматривающее оказание каких-либо услуг, например, на условиях предоплаты.

Заключение договора с таким лицом, с последующим перечислением денежных средств, без проверки его документов, черевато потерей вложенных в данное дело активов.

Вторая негативная причина связана с невозможностью получения налоговых льгот по уплате налогов по тем сделкам, которые заключались с контрагентом. При этом, факт отказа налоговыми органами в предоставлении льготы добросовестной стороне, может быть связан исключительно с недобросовестным поведением его контрагента.

Третья и четвертая негативные причины могут проявить себя в случае введения в отношении контрагента процедуры банкротства и связаны они со специальными нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в части обжалования сделок по специальным основаниям и привлечении к субсидиарной ответственности.

Так основанием для оспаривания сделки, может явиться то обстоятельство, что соответствующее соглашение было совершено и исполнено при наличии у контрагента признаков банкротства и наличии неисполненной задолженности перед иными кредиторами.

При этом последствием признания сделки недействительной будет возврат в пользу контрагента-банкрота тех имущественных и не имущественных прав, которые являлись условиями сделки.

К контрагенту конечно можно будет включиться в реестр требований кредиторов с суммой стоимости возвращенных активов, но при этом рассчитывать на ее дальнейшую оплату особо не следует. В процедурах банкротства очень редко оплачиваются требования по реестру требований кредиторов, в лучшем случае они погашаются частично.

Так же следует учитывать, что если обе стороны по сделке являются аффилированными (взаимозависимыми) друг к другу лицами, например у них общие учредители, или они родственники, то в рамках дела о банкротстве юридического лица, руководители и участники таких лиц могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, в случае если сделка являлась крупной и причинила убыток контрагенту.

С учетом изложенного если вы хотите извлечь прибыль от взаимодействия с контрагентом и ваша деятельность не связана с «благотворительностью», то проверка второй стороны по сделке является строго обязательной.

2. Порядок проверки контрагента.

Нормативно утвержденного порядка проведения проверки контрагента не разработано и не существует.

Между тем ее проведение крайне необходимо для целей избежания тех негативных последствий, которые перечислены в пункте 1 настоящей статьи.

Для начала в любом случае нужно проверить контрагента на его реальность и возможность заключения с ним какого либо соглашения (то есть установить, что он является тем лицом, за кого себя выдает, или тот, чьим представителем является).

К таким документам и информации, которые следует запросить, найти и изучить, следует отнести следующие:

  • документы, подтверждающие полномочия руководителя контрагента (протокол или решение учредителя (участников), приказ, паспорт), а также тех лиц, которые будут подписывать промежуточные акты по взаимоотношениям, счет фактуры и т.п.;
  • доверенность на представителя;
  • сведения о лицензиях, допусках (если работы по соглашению подлежат обязательному лицензированию);
  • банковские реквизиты;
  • отсутствие возбужденной процедуры банкротства ( на сайте «Федресурс», по адресу: https://fedresurs.ru/);
  • сведения о дате создания (регистрации) контрагента;
  • информация о видах осуществляемой деятельности (не совпадение ее с договорной должно вызвать дополнительные вопросы к контрагенту).

При наличии у контрагента сайта рекомендуется его изучить, в том числе установить давность его создания (вновь созданные сайты должны вызывать опасение), наличие и суть отзывов.

Для целей проверки контрагента на возможность предоставления налоговых льгот следует руководствоваться следующим.

Так как полномочиями по отказу в предоставлении льгот принадлежит налоговым органам, то проверку контрагентов целесообразно проводить с учетом тех критериев, которые используют соответствующие органы.

Письмом от 05.06.2017 №ЕД-4-15/10588 Федеральная налоговая служба России, в целях оценки рисков при выборе контрагентов, рекомендовала использовать общедоступные критерии, отраженные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (имеется в открытом доступе).

Также при оценке рисков в данной части следует руководствоваться сведениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ (ВС РФ) от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком выгоды» (имеется в открытом доступе).

Как следует из указанных документов с особым недоверием следует относиться к контрагентам при следующих условиях.

  • Контрагент не зарегистрирован в установленном порядке в ЕГРИП или ЕГРЮЛ (соответствующие сведения можно найти на официальном сайте ФНС России по адресу www.nalog.ru, в том числе через электронный сервис «Прозрачный бизнес»);
  • В отношении директора контрагента имеются сведения о дисквалификации — размещены в соответствующем реестре на сайте ФНС России — https://service.nalog.ru/disqualified.do, необходимо знать ИНН руководителя.
  • Контрагент располагается по адресу массовой регистрации, которые размещены на сайте ФНС России — www.nalog.ru.

При возможности посещения офиса или производственных площадей, контрагента, целесообразно там побывать, заодно попросив предоставить доказательства наличия технической или иной возможности выполнения тех работ, осуществление которых предполагается договором, например, если это транспортные услуги – то документы о наличии в собственности или в аренде автомобилей и т.п.

Конечно, контрагент вправе не представлять какую- либо информацию о себе, но как лицо, заинтересованное в прибыли, учитывая для каких целей она запрашивается, в его интересах будет ее предоставить.

Факт в отказа в предоставлении сведений может свидетельствовать о недобросовестности контрагента.

При проверке контрагента на предмет его неплатежеспособности и предотвращения последствий признания недействительными сделок в случае введения в отношении него процедуры банкротства необходимо до заключения с ним соглашения исследовать информацию о наличии у него задолженности перед иными кредиторами.

  • Во первых соответствующую можно запросить у самого контрагента.
  • Во вторых на сайте Федеральной службы судебных приставов, разделе «банк данных исполнительных производств» — https://fssp.gov.ru/iss/ip/, необходимо посмотреть информацию о наличии исполнительных производств, возбужденных в отношении контрагента, если нет – то хорошо, если есть, то плохо – смотрим сумму и период образования – как давно возбуждено дело по взысканию задолженности.
  • В третьих, необходимо на сайте арбитражного суда просмотреть информацию о судебных спорах с участием Должника, как минимум те, которые завершены в период до года назад и те, которые на рассмотрении. Особое внимание необходимо уделить тем делам, в которых контрагент выступает в качестве ответчика и сумме предъявленного к нему иска.

Если оба участника, в том числе контрагент, аффилированы друг к другу, и один из них находится в преддверии банкротства, то данное обстоятельство также необходимо учитывать при заключении сделок. К аффилированным лицам применяются повышенные требования в процедуре банкротства.

Следует отметить, что для целей проверки контрагентов созданы специальные сервисы, одним из которых является «Спарк интерфакс», на данном ресурсе имеются сведения о руководителях, учредителях, виде деятельности, лицензиях, исполнительных производствах, судебных спорах, бухгалтерской отчетности, контрактах, информации из ЕГРЮЛ, о возбужденных делах о банкротстве.

Единственным недостатком данного сервиса является тот факт, что он платный.

На крупных предприятиях для целей проверки контрагентов целесообразно утверждать соответствующий порядок с установлением ответственных лиц.

2.1 Особенности проверки контрагентов в процедуре банкротства.

При введении в отношении должника процедуры банкротства проверка его контрагентов производится для несколько иных целей, чем те, которые имеют место быть при отсутствии признаков банкротства у одной или нескольких сторон по сделке.

Так проверку контрагентов должника — банкрота проводят для целей установления возможности взыскания с них убытков вытекающих из условий заключенных соглашений, либо для оспаривания договоров и применения последствий недействительности сделок в виде возврата в пользу банкрота того, что было передано или уплачено.

А если сделка является крупной и причинила ущерб, то контрагент может быть привлечен к субсидиарной ответственности.

Также проводится проверка тех контрагентов, которые пытаются включиться в реестр требований кредиторов на основании сфабрикованных документов.

Соответствующая проверка контрагентов в процедуре банкротства призвана выявить тех участников сделки, которые осуществляли свою деятельность незаконно, со злоупотреблением права.

В большинстве случаев проверка контрагентов в процедуре банкротства осуществляется арбитражными управляющими, так как в его распоряжение должна передаваться документация должника и он обладает правом по запросу информации о должнике в органах государственной регистрации, налоговых органах, банковских учреждениях.

При проверке уделяется внимание следующим данным:

  • наличию факта аффилированности банкрота с его контрагентом (общие руководители, учредители, родственники -исследуются выписки из ЕГРЮЛ, ответы регистрирующих органов — ЗАГСа);
  • наличию фактической аффилированности банкрота с его контрагентом по признаку получения последним необоснованной выгоды, при отсутствии общего руководства и учредителей (исследуются банковские выписки по перечислению денежных средств, ответы из регистрирующих органов, сведения о работниках и их миграции после банкротства должника, установление факта перевода деятельности на нового работодателя);
  • совершению сделок по не рыночным расценкам;
  • совершению сделок при наличии у должника признаков банкротства и задолженности перед разными контрагентами.

Следует отметить, что проверка контрагентов, при банкротстве используется довольно часто.

Так в рамках дела путем проверки взаимозависимых лиц может быть установлена аффилированность между арбитражным управляющим и одним из кредиторов, или между арбитражным управляющим и привлекаемым им лицом (что не допускается законодательством),

3. Оформление результатов проверки контрагента.

Итоги и выводы, подведенные по результатам контрагента необходимо подготовить в письменном виде.

К соответствующему заключению необходимо приложить доказательства, в качестве которых могут выступать распечатки с официальных сайтов, фотографии с месторасположения офиса контрагента, ответы на запросы поступившие от контрагента, документы поступившие от контрагента.

Данные документы в дальнейшем могут пригодиться при проведении налоговой проверки или в деле о банкротстве, как доказательства добросовестности и использовании правила о должной осмотрительности для целей избежания негативных последствий по вине контрагента.

Следует отметить, что контроль и проверку за контрагентом следует осуществлять, как до заключения договорных отношений, так и в ходе их осуществления (если они предусматривают длительные отношения).

Сотрудниками сайта оказываются услуги по проверке контрагентов, подробности здесь.

Вам может также понравиться...