Образец ходатайства об изменении очередности оплаты налогов
В данной статье размещен образец ходатайства об изменении календарной очередности оплаты текущих налогов (обязательных платежей) по отношению к заработной плате.
Речь идет о страховых взносах и НДФЛ, которые, согласно имеющейся практике подлежат погашению в той же очереди, что и заработная плата работников.
Смотрим образец.
Арбитражный суд Тульской области
УФНС России по Тульской области
Дело №А11-1111/2022
Ходатайство
об изменении очередности оплаты обязательных платежей
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.05.2024г. (резолютивная часть) по делу № А11-1111/2022 Муниципальное унитарное предприятие «Вода» ИНН 1111111111 признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Иванов Иван Иванович (ИНН 222222222), член САУ «СРО» ( ИНН 3333333333).
Согласно анализу текущих обязательств должника выявлена значительная задолженность перед ФНС России по оплате страховых взносов и НДФЛ за период с 16.05.2022г. 05.04.2024г.по , которые подлежат удовлетворению перед выплатой заработной платы работникам.
Считаю, что в целях удовлетворения требований работников в отношении заработной платы, которую они должны получить за услуги, оказанные в период предшествовавший банкротству и в период конкурсного производства, необходимо в рамках дела о банкротстве должника, определить очередность погашения требований работников преимущественно перед ФНС России по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и НДФЛ.
В соответствии с «Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) определено исходя из особой правовой природы и предназначения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчеты по соответствующим требованиям в делах о банкротстве осуществляются в порядке, установленном для погашения задолженности по заработной плате (п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).
При этом следует учитывать, что в случае недостаточности имеющихся у должника денежных средств для погашения всей текущей задолженности, относящейся ко второй очереди удовлетворения, расчеты с кредиторами согласно абзацу седьмому п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве производятся в порядке календарной очередности.
Вопрос об изменении календарной очередности погашения текущих требований кредиторов второй очереди удовлетворения (о приоритетном погашении требований по заработной плате) может быть разрешен судом, рассматривающим дело о банкротстве.
В соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
По пункту 2 указанной статьи требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности: — во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий; Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Как следует из пункта 8 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению.
Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди.
Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы, выходных пособий, суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником как налоговым агентом одновременно с выплатой такой заработной платы в режиме второй очереди текущих платежей (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве).
В пункте 14 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, разъяснено: «Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
«Конвенция относительно защиты заработной платы» от 1 июля 1949г. №95 (ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 31.01.1961) в статье 11 определила:
1. В случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, будут пользоваться положением привилегированных кредиторов либо в отношении заработной платы, которую они должны получить за услуги, оказанные в предшествовавший банкротству или ликвидации период, который будет определен национальным законодательством, либо в отношении заработной платы, сумма которой не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством.
2. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, будет выплачена полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать их долю.
3. Порядок очередности погашения привилегированного кредита, представляющего собой заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита должен определяться национальным законодательством.
Согласно разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного суда РФ 12.07.2017г., в случае недостаточности имеющихся у должника денежных средств для погашения всей текущей задолженности, относящейся ко второй очереди удовлетворения, расчеты с кредиторами согласно абзацу седьмому п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве производятся в порядке календарной очередности.
Вопрос об изменении календарной очередности погашения текущих требований кредиторов второй очереди удовлетворения (о приоритетном погашении требований по заработной плате) может быть разрешен судом, рассматривающим дело о банкротстве, с учетом сохраняющих свою силу разъяснений, содержащихся в абзаце третьем п. 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Стоит отметить что должник осуществляет свою деятельность по водоснабжению в 12 поселениях, владея имуществом закрепленным за ним на праве хозяйственного введения.
Согласно представленным документам постановлениями Администрации МО «Тульский район» за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплены 20 объектов систем водоснабжения и водоотведения, которые относятся к объектам, подлежащим изъятию из оборота.
В соответствии с п. 1 ст. 132 Закона о банкротстве при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.
Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего (п. 2 ст. 132 Закона о банкротстве).
В случае неисполнения собственником имущества, объятого из оборота, установленной обязанности по истечении предусмотренного срока все расходы на содержание этого имущества возлагаются на собственника (п. 3 ст. 132 Закона о банкротстве).
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Закон N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
До передачи объектов водоснабжение, должник обязан осуществлять деятельность по водоснабжению, в том числе выплачивать заработную плату.
На сегодняшний день, денежных средств и иное имущество для выплаты всей задолженности второй очереди отсутствует. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. (ст. 142 ТК РФ).
В свою очередь не выход работников на работу приведет к остановки текущей деятельности и прекращение подачи воды населению и в социальные объекты (школы, детские сады).
Законодательство о водоснабжении устанавливает единые основания и сроки ограничения горячего и холодного водоснабжения.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее и холодное водоснабжение, вправе временно ограничить водоснабжение (как горячее, так и холодное) в следующих случаях: из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения; из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения; при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров.
Также в силу ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении водоснабжение (как горячее, так и холодное) может быть ограничено в следующих случаях:
- получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды требованиям законодательства РФ;
- самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения;
- аварийного состояния водопроводных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей;
- проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей; проведения планово-предупредительного ремонта;
- наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;
- воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации ВКХ или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.
Длительность ограничения горячего и холодного водоснабжения может быть различной и поставлена законодателем в зависимость от устранения причин введения соответствующих ограничений.
Так, в силу ч. 4 ст. 21 Закона о водоснабжении в случаях, указанных в ч. 1 и 3 ст. 21 Закона о водоснабжении, ограничение водоснабжения осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого ограничения.
В соответствии с пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 к Правилам N 354.
Таким образом, отступление арбитражным управляющим от календарной очередности, предусмотренной в пункте 2 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае отсутствия у должника денежных средств в количестве, достаточном для удовлетворения в полном объеме текущих требований кредиторов, относящихся ко второй очереди, необходимо, для обеспечения социальных гарантий населению в холодном водоснабжении.
На основании вышесказанного, Прошу:
- Установить, что в ходе конкурсного производства в отношении Муниципального унитарного предприятия «Вода» возможно следующее отступление арбитражным управляющим от календарной очередности, предусмотренной в пункте 2 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в случае отсутствия у должника денежных средств в количестве, достаточном для удовлетворения в полном объеме текущих требований кредиторов, относящихся ко второй очереди: в приоритетном порядке перед страховыми взносами и НДФЛ погашаются требования по заработной плате.
Приложение:
1. Штатное расписание
2. Сведения о работниках
3. Постановления о закреплении объектов водоснабжения за МУП «Вода»
4. Доказательство направления ходатайство в адрес УФНС.
Конкурсный управляющий МУП «Вода» И.И. Иванов.
Образец возражений на данное ходатайство смотрите тут.
Сотрудниками сайта оказываются услуги по подготовке документов любой сложности в делах о банкротстве, подробности здесь.