Финансовое оздоровление при банкротстве

finansovoe ozdorovlenie

Финансовое оздоровление, в соответствии со ст.2 Закона о банкротстве является процедурой направленной на восстановление платежеспособности должника, проводимой в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности.

Особенности проведения процедуры финансового оздоровления регулируются статьями 75-92 Закона о банкротстве.

Финансовое оздоровление, как процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника вводится значительно редко, в основном применяется внешнее управление.

1. Цели, основания для введения финансового оздоровления. Инициаторы введения процедуры.

В соответствии со статьей 80 Закона о банкротстве Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление также может быть введено и без соответствующего решения собрания кредиторов при условии предоставления участниками должника или иными лицами обеспечения исполнения обязательств .

celi finansovogo ozdorovleniya

Доказательства возможности введения в отношении должника процедуры финансового оздоровления должны быть представлены  еще в  процедуре наблюдения.

Инициаторами введения процедуры финансового оздоровления, как это следует из пункта 1 статьи 76 Закона о банкротстве, могут явиться учредители (участники) должника (либо собственник имущества должника — унитарного предприятия), либо лица, уполномоченные ими, или иные третьи лица.

Iniciatory vvedeniya finansovogo ozdorovleniya

С целью введения финансового оздоровления указанные лица могут обратиться с соответствующим ходатайством к собранию кредиторов и в арбитражный суд. К ходатайству должны прилагаться определенные документы, комплектность которых зависит от лица его подающего.

Если инициаторами являются учредители (участники), либо собственник имущества унитарного предприятия, то к ходатайству должны быть приложены:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) или решение собственника имущества — унитарного предприятия, о принятии решения об обращении к собранию кредиторов;
  • перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;
  • сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения).

В случае если инициаторами введения финансового оздоровления являются иные лица, отличные от участников и собственника имущества – унитарного предприятия, то к ходатайству должны прилагаться:

  •  график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом;
  • документы о предлагаемом третьим лицом или третьими лицами обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

План финансового оздоровления, к ходатайству третьего лица не прикладывается.

Prilozheniya k zayavleniyu o finansovom ozdorovlenii

Арбитражный суд вводит финансовое оздоровление в следующих случаях:

  • на основании решения собрания кредиторов принявшего решение о введении финансового оздоровления;
  • при принятии собранием кредиторов решения о введении иной процедуры, отличной от финансового оздоровления, но при наличии ходатайства участника или иного лица о введении финансового оздоровления и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов);
  • при наличии ходатайства учредителя или иного лица о введении финансового оздоровления, при отсутствии решения собрания кредиторов о введении какой — либо из процедур, подлежащих применению в отношении должника, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов (пункт 2 статьи 75 Закона о банкротстве).

С учетом изложенного, процедура финансового оздоровления может быть введена арбитражным судом на основании:

  •  принятия соответствующего решения собранием кредиторов;
  •  без принятия такого решения или наличия решения о введении иной процедуры, но при наличии ходатайства третьих лиц о введении финансового оздоровления с предоставлением обеспечения исполнения обязательств должника или банковской гарантии на сумму неисполненных обязательств.

osnovaniya dlya vvedeniya finansovogo ozdorovleniya

2.Последствия введения финансового оздоровления

Введение процедуры финансового оздоровления в отношении должника влечет за собой наступление определенных последствий.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

  • требования кредиторов образовавшихся до возбуждения дела о банкротстве (текущие не в счет), могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве;
  •  отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  •  приостанавливаются имущественные взыскания по исполнительным документам, за исключением таких, которые производятся с целью взыскания заработной платы, выплаты вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда;
  • запрещается удовлетворение требований участников о выделе доли (в связи с выходом из состава учредителей), выкуп или приобретение должником размещенных акций, либо выплата их стоимости, выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, распределение прибыли между учредителями;
  • запрещается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  • запрещается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного, произведенных с нарушением очередности погашения, установленной пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве;
  • прекращается начисление всех видов неустоек, на суммы реестровой задолженности(за исключением текущих платежей), на указанную задолженность производится начисление процентов в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Закона о банкротстве, в размере ставки рефинансирования (ключевой) установленной ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления;
  • неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов;
  • расчеты по обязательствам должника, срок исполнения которых наступил до даты введения финансового оздоровления, осуществляются исключительно в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, то есть могут быть предъявлены в течение всей процедуры.

Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц, с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Ограничения на действия органов управления должника в финансовом оздоровлении.

Для достижения целей процедуры финансового оздоровления, и обеспечению контроля за органами управления должника, на действия последних накладываются определенные ограничения.

Должнику запрещается без согласия собрания кредиторов совершать следующие сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

  • в совершении которых у него имеется заинтересованность;
  • которые связаны с приобретением или отчуждением имущества балансовой стоимостью более 5 процентов общей стоимости активов должника;
  • связанные с выдачей займов, поручительств, гарантий, учреждением доверительного управления имуществом должника;
  • влекущие за собой возникновение текущих обязательств, при условии, что размер уже имеющихся текущих обязательств составил более 25 процентов от общей суммы требований включенных в реестр требований кредиторов (то есть в случае превышения соответствующего порога.

Должнику запрещается без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

Должнику запрещается без согласия административного управляющего, совершать следующие сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

  • влекут увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов включенных в РТК на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемыми или производимыми должником, в ходе хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга; — влекут за собой получение займов (кредитов). Сделки, совершенные должником с нарушением настоящей статьи, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. Порядок и особенности проведения финансового оздоровления.

Как следует из норм Закона о банкротстве, регламентирующих вопросы проведения финансового оздоровления одним из основных документов, подготавливаемых для целей проведения процедуры финансового оздоровления является график погашения задолженности.

Вся процедура финансового оздоровления «завязана» с данным документом.

Так если должник производит своевременное погашение по утвержденному графику, то все хорошо, если нет, то должен быть рассмотрен вопрос о прекращении процедуры финансового оздоровления.

Следует отметить интересную особенность подготовки графика погашения задолженности – в него, на этапе первоначального утверждения, могут быть включены только те обязательства, которые были учтены в реестре требований кредиторов, до введения финансового оздоровления.

Все остальные требования кредиторов, заявленные и включенные в реестр уже в ходе самой процедуры финансового оздоровления, подлежат погашению после удовлетворения требований по графику (данные требования могут быть включены в график лишь в том случае, когда их размер превысит 20 процентов от суммы обязательств, учтенных в графике).

Закон о банкротстве не содержит каких, либо дополнительных требований к осуществлению должником своей уставной деятельности, за исключением тех, что ряд из принимаемых им решений или действий по совершению сделок должны в обязательном порядке согласовываться с административным управляющим, собранием кредиторов, и (или) лицами предоставившими обеспечение.

Введение в отношении должника финансового оздоровления влечет за собой назначение административного управляющего, который не является тем лицом, которое призвано руководить финансово – хозяйственной деятельностью должника.

К основным обязанностям административного управляющего относятся вопросы по контролю исполнения должником обязанности по погашению задолженности в соответствии с утвержденным графиком, выполнением плана финансового управления, если такой утверждался и предоставления соответствующей информации собранию кредиторов.

При непогашении задолженности по графику, административный управляющий должен потребовать ее оплаты лицом, предоставившим обеспечение (при наличии такого лица).

Руководитель должника продолжает осуществлять свою деятельность на предприятии.

Руководитель должника может быть отстранен от своих обязанностей, в случае их ненадлежащего исполнения, на основании ходатайства, собрания кредиторов, административного управляющего, или лиц, предоставивших обеспечение.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности в установленные сроки, лица, инициировавшие введение процедуры финансового оздоровления, или представившие обеспечение, могут обратиться к собранию кредиторов с целью внесения изменений в график погашения задолженности.

Также обязательным условием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в график погашения задолженности, является такое, при котором заявленные и включенные в реестр требований кредиторов в ходе процедуры финансового оздоровления требования кредиторов превысят 20 процентов от той суммы требований, погашение которых предусмотрено графиком погашения задолженности.

Решение о внесении изменений принимается собранием кредиторов.

В случае принятия собранием кредиторов положительного решения собранием кредиторов, материалы направляются в арбитражный суд, для целей утверждения измененного графика погашения задолженности судом.

В случае, если собранием кредиторов положительного решения о внесении изменений в график погашения задолженности принято не будет, то должен будет рассмотрен вопрос о досрочном прекращении финансового оздоровления.