1. Реструктуризация долгов при банкротстве граждан.
Реструктуризация долгов гражданина это процедура, применяемая в деле о банкротстве физического лица для целей восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами. По сути данная процедура предусматривает установление графика погашения должником задолженности перед кредиторами, в течение периода до трех лет.
Как производится процедура реструктуризации долгов гражданина пошагово вы можете ознакомиться здесь.
Данная статья посвящена общим, основным сведениям о процедуре реструктуризации долгов гражданина.
1.1. Цели и основные этапы реструктуризации долгов гражданина.
Всю процедуру реализации долгов гражданина можно условно разделить на несколько стадий (этапов):
- введение ограничений, связанных с введением процедуры реструктуризации долгов гражданина;
- подготовка плана реструктуризации долгов гражданина;
- утверждение плана реструктуризации долгов гражданина;
- введение ограничений в связи с утверждением плана реструктуризации долгов гражданина;
- реализация плана реструктуризации долгов гражданина;
- рассмотрение результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина.
1.2. Ограничения вводимые при введении реструктуризации долгов гражданина.
После вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении гражданина процедуры реализации имущества наступают определённые последствия, в частности вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, в соответствии с которым ранее действовавший порядок взыскания задолженности перестает действовать, а новый порядок устанавливается в соответствии с подлежащим подготовке и утверждению планом реструктуризации.
Требования кредиторов и уполномоченного органа к гражданину, подлежат предъявлению в арбитражный суд, для целей подтверждения их обоснованности и включения в реестр требований кредиторов должника.
Период действия данной стадии начинается с даты вынесения арбитражным судом определения о введении реструктуризации долгов гражданина и до окончания (прекращения) данной процедуры банкротства.
С даты введения реструктуризации долгов гражданина наступают следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным и обязательным платежам (за исключением текущих требований), о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве должника. Исковые заявления, не рассмотренные судами до введения реструктуризации долгов гражданина, после ее введения подлежат оставлению судом без рассмотрения;
- прекращается начисление неустоек на те суммы основного долга, которые подлежат включению или включены в реестр требований кредиторов должника (на текущие требования данное правило не распространяется):
- снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина, новые аресты могут быть применены только в рамках процесса о банкротстве;
- приостанавливается исполнительное производство, связанное с имущественным взысканием гражданина — должника, за исключением, тех исполнительных производств, которые были возбуждены на основании исполнительных листов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение.
На основании заявления кредитора или финансового управляющего арбитражным судом могут быть приняты обеспечительные меры в отношении имущества должника, в том числе в виде запрета на распоряжение его частью.
Введение реструктуризации долгов гражданина является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в не денежной форме.
С письменного согласия осуществляются следующие сделки по приобретению и отчуждению активов:
- имущества, стоимостью более 50 тыс. рублей;
- недвижимого имущества, ценных бумаг;
- долей в уставном капитале;
- транспортных средств;
- по получению и выдаче займов;
- получению кредитов;
- выдаче поручительств и гарантий;
- уступке прав требования, переводу долга;
- учреждению доверительного управления имуществом гражданина;
- по передаче имущества гражданина в залог,
В случае наличия разногласий должник вправе обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Гражданин – должник после введения процедуры реструктуризации долгов не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставные капиталы, а также совершать безвозмездный сделки.
Должник вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами на нем в размере, не превышающем 50 тыс. руб. в месяц, если иное не было предусмотрено судебным актом, вынесенным в рамках дела о банкротстве. Денежными средствами, на иных счетах должник вправе распоряжаться при условии наличия письменного согласия финансового управляющего.
1.3. Подготовка плана реструктуризации долгов гражданина. Содержание плана реструктуризации. Требования к должнику.
Процедура реструктуризации долгов проводится на основании соответствующего плана.
Перед утверждением плана реструктуризации долгов, производится разработка и рассмотрение соответствующего проекта.
С образцом плана реструктуризации долгов вы можете ознакомиться здесь.
План реструктуризации может быть утвержден в отношении физического лица при условии того, что последний отвечает следующим требованиям:
- имеет источники доходов;
- не имеет не снятой судимости за умышленные преступления в сфере экономики;
- в течение пяти лет до утверждения плана реструктуризации не признавался банкротом;
- в течение восьми лет до утверждения настоящего плана реструктуризации в отношении задолженности не утверждался иной подобный план.
Правом по подготовке проекта плана реструктуризации долгов гражданина наделены:
- гражданин;
- должник;
- конкурсный кредитор;
- уполномоченный орган.
План реструктуризации долгов должен содержать сведения о порядке и сроках погашения требований и процентов всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации кредиторам, а также критерии существенного изменения имущественного положения должника и порядок уведомления кредиторов о таком изменении.
План должен обеспечить пропорциональное погашение требований кредиторов. Не допускается возможности включения в план реструктуризации таких условий, при которых кредиторы, голосующие за его одобрение, ставятся в более выгодное положение чем те, которые голосовали против него, либо не голосовали вовсе (в том числе по обязательствам, обеспеченным залогом).
По обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, планом реструктуризации должно предусматриваться преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога, в объеме, не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов.
С согласия отдельного кредитора, в том числе залогового, план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере его требований.
К плану реструктуризации в обязательном порядке должны прилагаться:
- перечень активов гражданина (имущество и права требования);
- сведения об источниках доходов за полгода до представления плана реструктуризации;
- сведения о задолженности перед кредиторами, в том числе по текущим обязательствам;
- кредитный отчет или документ, подтверждающий отсутствие кредитной истории;
- заявление гражданина о достоверности прилагаемых документов;
- заявление гражданина об одобрении или возражении на представленный, одним из кредиторов план реструктуризации долгов.
Проект плана должен быть подготовлен и направлен в адрес финансового управляющего не позднее чем в течение 10 дней после истечения двухмесячного срока с даты официального опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом (пункт 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве).
Помимо финансового управляющего проект плана подлежит направлению в адрес тех конкурсных кредиторов, уполномоченного органа или должника, которые не участвовали в его подготовке.
Направление плана с пропуском десятидневного срока допускается при условии что данный проект был направлен до дня проведения собрания кредиторов по его одобрению и у заинтересованных лиц имелась возможность заблаговременного ознакомления с ним ( п.28 Постановления пленума ВС РФ от 13.10.2015 №45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).
Сведения о месте и порядке ознакомления с проектом плана реструктуризации подлежат опубликованию в ЕФРСБ (пункт 2.ст.213.12, ст. 213.7 Закона о банкротстве).
Решение об одобрении либо не одобрении предложенного плана реструктуризации долгов гражданина принимается большинством голосов «голосующих» требований кредиторов включенных в реестр требований кредиторов от их общего количества.
1.4. Утверждение плана реструктуризации долгов гражданина. Порядок и условия.
Исключительными полномочиями по утверждению плана реструктуризации долгов гражданина Законом о банкротстве наделен арбитражный суд.
План реструктуризации долгов может быть утвержден судом только при условии погашения физическим лицом текущих требований, а также задолженности, включенной в первую и вторую очередь реестра требований кредиторов.
В случае, если план реструктуризации не будет одобрен собранием кредиторов, то при наличии ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве, о необходимости доработки плана, арбитражный суд может отложить вопрос о его утверждении на срок до двух месяцев.
Вне зависимости одобрен или не одобрен собранием кредиторов план реструктуризации долгов гражданина, он подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Факт одобрения плана реструктуризации долгов гражданина собранием кредиторов не является безусловным основанием для введения в отношении должника арбитражным судом соответствующей процедуры.
Введение в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина является правом суда, а не его обязанностью.
В случае если план реструктуризации собранием кредиторов одобрен не будет, арбитражный суд обладает правом по его утверждению без такого одобрения.
В частности данное право предоставлено арбитражному суду пунктом 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве. В соответствии с указанным правом он может утвердить соответствующий план.
При этом должны быть соблюдены определенные условия.
В частности суд может утвердить план если его реализация позволит полностью удовлетворить требования залоговых кредиторов, а также требования иных кредиторов, включенных в реестр, в размере не менее пятидесяти процентов и существенно большем, чем кредиторы могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев.
В общем случае арбитражный суд рассматривает проект плана реструктуризации на предмет его соответствия требованиям Закона о банкротстве.
Также судом проверяется наличие:
- нарушений гражданином обязанности по представлению кредиторам предусмотренных законом сведений;
- нарушений принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана;
- наличие в плане недостоверных сведений либо противоречий действующему законодательству.
Выявление вышеуказанных обстоятельств может явиться причиной для не утверждения плана реструктуризации и введении в отношении должника процедуры реализации имущества.
В пункте 30 Постановления пленума ВС РФ от 13.10.2015 №45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» указывается, что суд утверждает план реструктуризации долгов, вне зависимости от факта его одобрения либо не одобрения собранием кредиторов, только при условии если он одобрен самим должником, так как он является непосредственным участником данного плана и, как правило, его непосредственным исполнителем.
Исключением является факт выявления в действиях должника признаков злоупотребления правом, при котором он уклоняется от одобрения плана при наличии возможности его реального исполнения, в таком случае суд вправе утвердить план по собственной инициативе.
И наоборот, в случае одобрения явно неисполнимого плана собранием кредиторов, то есть с наличием злоупотребления правом с его стороны, арбитражный суд его не утвердит (п. 31 Постановления Пленума ВС от 13.10.2015 №45).
1.5. Реализация плана реструктуризации долгов гражданина, последствия его утверждения.
После утверждения плана реструктуризации долгов гражданина погашение задолженности должно производиться в строгом соответствии с ним.
Кроме того, начинают действовать дополнительные требования и правила поведения, предъявляемые в процедуре реструктуризации долгов к гражданину – должнику и его кредиторам.
Так требования кредиторов, включенные в план, предъявляются к должнику в соответствии с положениями, предусмотренными планом.
Требования кредиторов не включенные в план могут быть предъявлены в течение срока его действия (плана).
После включения в реестр требований кредиторов данные требования подлежат удовлетворению на общих основаниях, предусмотренных планом.
Предъявление требований кредиторов о возмещении убытков, связанными с утверждением плана запрещается.
При условии включения в план, допускается погашения встречных требований путем проведения зачета.
На сумму требований, включенных в план реструктуризации начисляются проценты в размере ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным Банком РФ на дату утверждения плана.
Соответствующие проценты начисляются на сумму основного долга с даты введения процедуры реструктуризации долгов до даты погашения требований либо прекращения процедуры реструктуризации долгов.
Начисление данных процентов производится финансовым управляющим при условии достаточности у должника средств для их выплаты. По соглашению финансового управляющего и кредиторов, размер процентов и сроки их начисления могут быть уменьшены и сокращены соответственно.
Начисление иных неустоек, процентов и санкций на требования, включенные в план Законом о банкротстве запрещаются.
Данный запрет не распространяется на текущие требования кредиторов.
В случае существенного изменения имущественного положения должника, последний обязан известить о данном факте кредиторов в течение 15 дней с даты наступления такого изменения.
Порядок такого извещения должен соответствовать тому, который определен планом реструктуризации долгов гражданина.
В период действия плана реструктуризации долгов гражданина и пяти лет после его завершения, должник не вправе скрывать сведения о данном факте перед теми лицами, к которым он будет обращаться с целью получения кредита или получения товаров с получением отсрочки или рассрочки платежа.
1.6. Внесение изменений и дополнений в план реструктуризации долгов.
При необходимости внесения изменений или дополнений в план реструктуризации долгов гражданина, законом о банкротстве предусматривается такая возможность.
Изменения, вносимые в план реструктуризации долгов гражданина, подлежат утверждению арбитражным судом.
Инициаторами внесения таких изменений и дополнений могут выступить сам должник или собрание кредиторов.
При этом изменения, вносимые в план реструктуризации по инициативе должника, могут предусматривать возможность как увеличение общего срока исполнения плана, в пределах предельного трехлетнего срока, так и его сокращение.
Внесение изменений по инициативе должника включает в себя следующую последовательность действий.
Гражданин – должник, считающий необходимым внести какие либо изменения или дополнения, направляет соответствующие предложения финансовому управляющему. Финансовый управляющий, в течение 15 дней с даты получения таких предложений, направляет их кредиторам и в месячный срок (также с даты получения) инициирует и проводит собрание кредиторов.
Собрание кредиторов, большинством голосов от голосующих требований включенных в реестр требований кредиторов, принимает решение об одобрении или не одобрении предлагаемых должником изменений.
В дальнейшем арбитражный суд утверждает данный изменения при их одобрении собранием кредиторов, или отказывает в утверждении в случае его неодобрения собранием кредиторов.
Допускается возможность утверждения изменений без их одобрения собранием кредиторов, в частности если должник докажет, что исполнение плана стало невозможным в последствии причин непреодолимой силы, то суд может продлить сроки исполнения плана реструктуризации долгов до максимально возможного срока – то есть до трех лет.
Как указывалось выше, правом по внесению изменений в план реструктуризации долгов обладает также и собрание кредиторов.
Собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о внесении изменений в план реструктуризации долгов лишь только в случае:
- улучшения имущественного положения гражданина – должника, при представлении доказательств возможности погашения задолженности в более короткие сроки;
- или доказательств того факта, что требования кредиторов могут быть удовлетворены в большем объеме, чем это было предусмотрено в ранее утвержденном плане.
Также должны быть представлены доказательства улучшения имущественного положения должника по сравнению с датой утверждения плана реструктуризации долгов гражданина , собственно, само предложение о вносимых изменениях.
Решение об изменениях, подлежащих внесению в план, принимается большинством голосов кредиторов, от общего количества голосующих требований, включенных в реестр требований кредиторов должника.
В случае принятия положительного решения по внесению изменений в план, соответствующее ходатайство направляется в арбитражный суд.
По факту его поступления судом назначается судебное заседание.
По результатам рассмотрения ходатайства принимается одно из двух решений, а именно об утверждении либо не утверждении вносимых изменений.
1.7. Рассмотрение результатов плана реструктуризации долгов гражданина.
Законом о банкротстве предусматривается, что процедура реструктуризации долгов гражданина продолжается до момента погашения задолженности и завершения соответствующей процедуры, либо до момента отмены плана реструктуризации долгов гражданина и введения процедуры реализации имущества.
В обоих случаях соответствующие решения принимаются арбитражным судом с вынесением определения.
В общем случае, как указано в ст. 213.22 Закона о банкротстве, финансовый управляющий не позднее чем за месяц до дня окончания действия плана реструктуризации долгов гражданина обязан подготовить отчет о его выполнении и направить его кредиторам (требования которых были учтены в плане) и арбитражный суд, с опубликованием сведений о месте ознакомления с ним в ЕФРСБ.
В случае, если требования кредиторов, включенные в план реструктуризации долгов гражданина были полностью погашены, то Закон не обязывает финансового управляющего либо иных лиц, участвующих в деле о банкротстве должника предпринимать какие либо дополнительные меры.
При подтверждении факта оплаты арбитражный суд выносит определение о завершении реструктуризации долгов гражданина.
В случае, если требования кредиторов, включенные в план реструктуризации долгов гражданина в полном объеме погашены не были, финансовым управляющим или кредиторами, чьи неисполненные требования были включены в план созывается и проводится собрание кредиторов с вопросом повестки дня об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом.
Собрание кредиторов по рассмотрению данного вопроса повестки дня должно быть проведено не позднее чем за четырнадцать дней до истечения срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина.
Подобное собрание, также проводится в случае если финансовым управляющим не был представлен отчет об исполнении плана реструктуризации долгов гражданина.
По результатам рассмотрения материалов собрания кредиторов и материалов дела арбитражный суд вправе вынести одно из двух определений:
- о завершении реструктуризации долгов гражданина в случае погашения задолженности по плану
- или об отмене плана реструктуризации долгов при его не исполнении, либо при наличии иных оснований.
Соответствующее решение арбитражный суд вправе вынести и в случае отсутствия решения собрания кредиторов принятого по вопросу об отмене плана реструктуризации долгов гражданина.
Дополнительными основаниями для отмены плана реструктуризации долгов гражданина, как это следует из ст. 213.23 Закона о банкротстве является наличие следующих обстоятельств:
- наличие в плане и приложениях к нему недостоверных сведений;
- поступления обоснованного ходатайства кредитора о неисполнении гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 (а именно, о наличии фактов привлечения гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство; об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении его, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости; о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина).
- поступления обоснованного ходатайства кредитора о факте неисполнения гражданином обязательств перед ним, в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов гражданина.
В случае неисполнения или отмены плана реструктуризации в отношении должника подлежит применению процедура реализации имущества.
С процедурой реструктуризации долгов гражданина в схемах вы можете ознакомиться по данной ссылке.
Сотрудниками сайта оказываются услуги по подготовке документов используемых в делах о банкротстве физических и юридических лиц, в том числе тех которые необходимы для проведения процедуры реструктуризации долгов гражданина, подробности здесь.