Банкротство организаций

предприятие

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует порядок восстановления платежеспособности и ликвидации посредством банкротства юридических лиц, осуществляющих различные виды деятельности, владеющим разным составом имущества (в том числе ограниченное к обороту, объекты культурного наследия и т.п.).

Все эти различия, в ходе проведения процедур несостоятельности, требуют применения различных методов восстановления платежеспособности и банкротства юридических лиц.

В целях урегулирования данного вопроса в Законе о банкротстве предусмотрен ряд разделов, параграфов и глав, регламентирующих применение особого порядка при проведении процедур банкротства отдельных категорий должников и реализации их имущества.

Условно можно сказать, что закон о банкротстве определяет порядок проведения процедур проводимых в отношении обычных должников и отдельных категорий юридических лиц.

При этом общие правила проведения процедур банкротства, применяемые к обычным должникам, могут применяться к особой категории юридических лиц, только при том условии, что они не будут противоречить специальным нормам.

Разделение организаций на категории влечет за собой применение к ним не только различного порядка проведения процедур банкротства, но и определяет различные признаки банкротства.   

Категории должников устанавливаются главой 9 Закона о банкротстве и включают в себя:

  • градообразующие организации (ст. 169- 176 Закона о банкротстве);
  • сельскохозяйственные организации (ст. 177- 179 Закона о банкротстве);
  • финансовые организации, разделяющихся на ряд подкатегорий (ст. 180 – 189.105);
  • стратегические организации (ст.190- 196 Закона о банкротстве);
  • субъекты естественных монополий (ст. 197- 201);
  • застройщики (ст. 201.1 – 201.15-2 Закона о банкротстве);
  • участники клиринга и клиента (ст. 201.16 – 201.17 Закона о банкротстве).

В ряде случаев юридическое лицо может относиться сразу к нескольким категориям.

Юридические лица, не относящиеся ни к одной из специальных категорий, условно можно считать обычной организацией, к которой применяются общие правила Закона о банкротства, установленные ст. 3 – 167 Закона о банкротстве – такие должники составляют наибольший процент от общего количества предприятий, в отношении которых производятся процедуры банкротства.

Кроме того, особый порядок проведения процедур банкротства – упрощенный, устанавливается главой 11 Закона о банкротстве для:

  • ликвидируемых организаций;
  • отсутствующих организаций;
  • недействующих организаций;
  • специализированных обществ.

В зависимости от категории должника, устанавливаются индивидуальные признаки его банкротства.

В общем случае признаки банкротства юридического лица установлены статьями 3, 6, 33  Закона о банкротстве в соответствии с которыми, производство по делу о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что размер неисполненных требований к должнику составляют не менее чем 300 тысяч рублей, с просрочкой исполнения более трех месяцев.

 Между тем, как указывалось выше, специальными нормами закона о несостоятельности предусмотрен особый порядок проведения процедур в отношении  отдельных категорий должников, например для сельскохозяйственных, стратегических организаций и др., в том числе устанавливающий иные признаки банкротства, чем те, которые применяются к обычным должникам.

Так, например,  инициировать процедуру в отношении сельскохозяйственного предприятия можно при наличии у него задолженности просроченной к взысканию свыше трех месяцев в размере не менее 500 тыс. рублей.

Для объектов естественных монополий, для целей возбуждения дела о банкротстве, просрочка к исполнению задолженности должна составлять шесть месяцев (а не три), а сумма задолженности более 1 млн. рублей. 

С учетом изложенного: прежде чем приступить к мероприятиям направленным на возбуждение процедуры банкротства необходимо в отношении каждого конкретного юридического лица определить его категорию, специфику деятельности, состав имеющегося имущества.

При определении признаков банкротства учитывается только сумма основного долга без учета начисленных санкций (пени, штрафов, процентов и др.) за просрочку платежа (статья 4 Закона о банкротстве).     

Дела о банкротстве  рассматривает арбитражный суд по месту нахождения  юридического лица (ст. 33 Закона о банкротстве).   

Производство по делу о банкротстве юридического лица возбуждается на основании  заявления лиц, обладающих правом на их подачу.  В ряде случаев направление заявления является не правом, а обязанностью.

Заявление о признании должника несостоятельным (банкротом), направляется в арбитражный суд и должно соответствовать определенным требованиям, установленным Законом о банкротстве. Форма, содержание заявления и комплект приложенных к нему приложений зависит от категории должника, а также от того, какое лицо  направляет его в суд (должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган и др.).  В отношении обычных должников  правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, работники должника, в том числе бывшие (статьи 7,8,9,11 Закона о банкротстве).    

После принятия судом заявления о признании должника банкротом к производству, выносится соответствующее определение. Дата вынесения определения, считается датой возбуждения дела о банкротстве.

На начальном этапе в отношении юридического лица может быть введена процедура наблюдения или конкурсного производства.  

Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры, которые могут быть введены в отношении должника – юридического лица:

  • наблюдение, вводимое для целей проведения анализа финансового состояния должника и определения возможности восстановления его платежеспособности  и выбора последующей процедуры подлежащей введению после наблюдения;
  • финансовое оздоровление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности  по утвержденному графику погашения;
  • внешнее управление,  процедура, направленная на восстановление платежеспособности, в соответствии с утвержденным планом;
  • конкурсное производство – процедура, направленная на реализацию имущества и соразмерное погашение требований кредиторов.

Для некоторых видов и категорий организаций некоторые процедуры не применяются, например для ликвидируемого, отсутствующего или недействующего юридических лиц, а также финансовых организаций не применяются процедуры финансового оздоровления и внешнего управления.

В ряде случаев, например, в отношении финансовых организаций не применяется процедура наблюдения. Как правило процедура наблюдения не применяется и к отсутствующему и недействующему должникам.   

В ходе любой из процедур банкротства, в том числе после возбуждения дела о банкротстве и до введения процедуры, может быть заключено мировое соглашение. Заключение мирового соглашения влечет за собой прекращение дела о банкротстве.   

Дело о банкротстве также подлежит прекращению в случае восстановления платежеспособности организации, в ходе любой процедуры, в особенности финансового оздоровления или внешнего управления, либо после завершения процедуры конкурсного производства после распределения всех средств полученных от реализации конкурсной массы.

Дело может быть прекращено в случае недостаточности у должника имущества для финансирования процедуры банкротства (данный случай особенно актуален для случая, когда заявителем по делу о банкротстве выступил уполномоченный орган).   

В ходе процедур банкротства решения по основным вопросам проведения процедур банкротства  принимаются кредиторами должника, путем проведения голосования на собраниях кредиторов или комитетах кредиторов, в том числе по вопросам утверждения арбитражного управляющего, введения процедуры банкротства, утверждения порядка реализации имущества и другие вопросы.     Правом принятия решений на собраниях кредиторов обладают те кредиторы, чьи требования включены в реестр требований кредиторов должника.

Для целей включения требований в соответствующий реестр кредитор должен заявить их в суд или, в ряде случаев, например при банкротстве отдельных категорий финансовых организаций – конкурсному управляющему, в установленные Законом о банкротстве сроки.  

Сроки и порядок предъявления требований  зависит от категории должника и вида вводимой процедуры. Решающим правом голоса или наибольшим процентов голосов при голосовании на собраниях кредиторов обладает тот кредитор, чьи требования в реестре требований кредиторов, по сумме основного долга (без учета санкций) составляют наибольшую сумму.

Основными фигурантами в деле о банкротстве юридического лица являются сам должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченный орган.

Обязанность по осуществлению всех значимых действий, направленных на достижение целей процедуры банкротства возложено на арбитражного управляющего.    Контроль за его действиями осуществляет собрание кредиторов и Росреестр. 

В ходе дела о банкротстве производится подготовка множества документов (как правило арбитражными управляющими)  к которым относятся: отчеты о деятельности; анализ финансового состояния должника; заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства; планы восстановления платежеспособности; положения о продаже имущества и другие.

Для целей формирования конкурсной массы арбитражные управляющие, а в ряде случаев конкурсные кредиторы и уполномоченные орган, могут осуществлять действия по оспариванию сделок, взысканию убытков, привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, что требует подготовки значительного количества процессуальных заявлений, а также отзывов и возражений по ним.

На всем протяжении дела о банкротстве возможно возникновение конфликта интересов между лицами являющимися его участниками. Разрешение конфликта как правило, заканчивается в суде  после рассмотрения соответствующих жалоб на арбитражного управляющего, заявлений о разрешении разногласий или признании недействительными решений собраний кредиторов. 

Конечной процедурой несостоятельности организации является конкурсное производство.

Завершение конкурсного производства является основанием для списания непогашенной задолженности организации и ее исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.