Порядок привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве

Порядок привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве

В данном разделе раскрывается общая последовательность действий, которые проводятся заинтересованными лицами для целей привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве юридического лица.

Для лучшей «понимаемости» предлагаемого к прочтению материала рекомендуем предварительно ознакомиться с информацией о том, что такое субсидиарная ответственность, ее видах, основаниях и порядке взыскания, по следующей ссылке: два основания для привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве.

1.Установление возможности и оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Для  решения вопроса о возможности применения добросовестными кредиторами такого способа защиты права, как привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, необходимо:

  • установить наличие права для подачи заявления у того лица, которое хочет его подать ;
  • выявить факты совершения руководящим составом должника таких противоправных действий, которые были крайне невыгодны для должника (ст. 61.11 Закона о банкротстве);
  • рассмотреть вопрос о соблюдении (не соблюдении) руководителем должника и его учредителями (участниками) обязанности по самостоятельному направлению заявления о банкротстве должника в суд (ст. 61.12 Закона о банкротстве).

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности обладают:

  • арбитражный управляющий;
  • конкурсные кредиторы (при наличии у должника перед ними задолженности);
  • уполномоченный орган (также при наличии долга);
  • работники должника, в том числе и бывшие (в случае наличия неисполненных обязательств).

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе любой процедуры банкротства, наибольший объем поданных исков по данной категории приходится на конкурсное производство.

Не запрещена подача соответствующих заявлений и в процедуре наблюдения.

При подаче иска не следует забывать о сроках исковой давности – заявление можно подать в течение трех лет начиная с того момента, когда заявитель узнал или мог узнать о наличии основания для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет с даты признания должника банкротом и не позднее десяти лет с даты совершения противоправного действия (бездействия) ответчиком.

Наличие противоправных действий у контролирующих должника лиц выявляются в ходе проведения анализа документации.

На этапе наблюдения сведения о возможности привлечения контролирующих должника лиц к ответственности можно почерпнуть из:

  •  заключения о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок;
  • наличии (отсутствии) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

В случае, если в отношении должника процедура наблюдения не производилась и сразу введено конкурсное производство, то никто не запрещает вновь утвержденному арбитражному управляющему подготовить те же самые заключения о которых говорилось выше.

Кроме того, для достижения поставленной цели, как арбитражным управляющим, так и иными лицами, может быть проведен такой анализ самостоятельно, на основании данных имеющихся в деле арбитражного суда, имеющихся у управляющего, а также сведений, содержащихся в платных и бесплатных информационных ресурсах свободного или условно свободного (за плату) доступа (Спарк итерфакс, Контур фокус, официальный сайт арбитражного суда, ФНС России и др.).

При рассмотрении вопроса о наличии оснований для привлечения к СО следует исследовать следующие документы, сведения и обстоятельства:

  • операции по банковским счетам, соответствие платежей целям уставной деятельности, рыночным расценкам, платежи за третьих лиц, особое внимание уделить платежам по выдаче займов и их последующему возврату, выдаче наличных денежных средств на хоз. нужды и иным расходам, назначение платежа которых выглядит весьма «туманным» и неоднозначным;
  • сделки должника, договора по отчуждению или приобретению движимого или недвижимого имущества (цели покупки, соответствие рыночным условиям, влияние факта реализации на возможность продолжения уставной деятельности, наличие одобрения со стороны участников), способ оплаты (через свой расчетный счет, через чужой расчетный счет, путем зачета);
  • сделки по уступке или принятию прав требований (цессии), поручительству, выкупе доли в уставном капитале (какую экономическую выгоду они преследовали, принесли прибыль или убыток);
  • факты: массового сокращения численности работников (увольнения) и их трудоустройству во вновь созданную организацию осуществляющую виды деятельности аналогичные должнику; резкого прекращения взаимоотношений с контрагентами (поставщиками и, или потребителями продукции), которые разорвав договора, «в одночасье» заключили их с вновь созданной организацией;
  • факты непредставления документации по требованию арбитражных управляющих и арбитражного суда, искажения сведений о должнике, подделка документов;
  • требования имеющихся кредиторов, на предмет выявления даты первичного возникновения задолженности превышающей 300 тыс. рублей (установив дату просрочки свыше трех месяцев и прибавив к ней один месяц получим крайнюю дату для исполнения директором обязанности для направления заявления о признании должника банкротом, но только при условии наличия признаком объективного банкротства, а именно, фактического превышения кредиторской задолженности над ликвидными активами);

В общем случае подлежат выявлению сделки (или их совокупность), которые причинили должнику такой ущерб, который, в дальнейшем, не был компенсирован и повлек банкротство.

Закон о банкротстве не раскрывает тот порог, размер, или сумму ущербной сделки, после превышения которых можно было бы однозначно резюмировать наступление признаков банкротства.

При определении такой грани, целесообразно руководствоваться понятием крупной сделки, расшифровка которого содержится в Федеральных законах об ООО и АО. В соответствии с данными федеральными законами крупной является та сделка, стоимость которой превышает 25% от общих активов должника.

Между тем, при доказывании того факта, что сделка повлекла за собой банкротство можно отталкиваться и от гораздо меньших сумм, например, при реализации основных средств, используемых в основном производстве без которых деятельность невозможна в принципе; при переводе деятельности во вновь созданную организацию и других случаях.

Самым главным в данном случае является наличие факта доведения должника до банкротства.

При недоказанности наличия такого обстоятельства, но при наличии факта причинения вреда в меньшем размере, целесообразно рассмотреть вопрос о наличии оснований для направления в суд исковых заявлений о взыскании с виновных лиц убытков.

Установление контролирующих должника лиц является строго обязательным. Контролирующими должника лицами могут являться как руководитель, учредители иные сотрудники, состоящие в штате, так иные лица, не состоящие в родственных и трудовых отношениях с непосредственным руководством должника, но извлекших выгоду от необоснованных сделок совершенных должником. О контролирующих должника лицах  вы можете узнать в статье: кто подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве.

2.Подготовка и направление в арбитражный суд заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Размер ответственности. 

Ко второму этапу работы производимой с целью привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности следует отнести подготовку соответствующего искового заявления.

Иск о привлечении подготавливается после фактического выявления оснований для привлечения ответственных лиц к субсидиарной ответственности.

Требования по такому заявлению могут подтверждаться также и судебными актами, принятыми по результатам рассмотрения ранее направленных заявлений об оспаривании сделок.

Размер ответственности по статье 61.12 Закона о банкротстве за нарушение обязанности по подаче заявления о признании должника несостоятельным, равняется сумме прироста задолженности, за период с даты когда такое заявление должно было быть направлено, но не направлялось, либо направлено, но несвоевременно, по дату возбуждения дела о банкротстве.

Размер ответственности по статье 61.11, за невозможность погашения всех требований, равняется совокупности всех обязательств должника как текущих, так и включенных в реестр требований кредиторов.

В размер субсидиарной ответственности не включаются требования самого ответчика, а также требования заинтересованных к нему лиц (например, требования учредителя к ответчику-руководителю).

С образцом иска о привлечении к субсидиарной ответственности можно ознакомиться в статье: заявление о привлечении к субсидиарной ответственности.

3.Рассмотрение заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в арбитражном суде.

Рассмотрение обособленного спора о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности в суде является весьма непростым и длительным процессом.

Сопровождение таких дел, как правило, связано с необходимостью неоднократной подготовкой возражений, отзывов, дополнений и уточнений заявленных требований.

Нередким явлением при рассмотрении подобных споров являются действия заявителя по принятию мер направленных на обеспечение иска, путем направления соответствующего ходатайства в суд и дальнейшим наложением ограничений на действия ответчика по распоряжению своим имуществом.

Пример заявления о наложении ограничительных мер можно посмотреть нажав на ссылку: обеспечительные меры при субсидиарной ответственности образец.

Со стороны ответчика очень важно представлять отзывы и возражения на исковое заявление, так как те времена, когда «субсидиарную виновность» должен был доказывать сам заявитель давно прошли.

В настоящее время Законом о банкротстве устанавливаются презумпции виновности, то есть те факты, на которых истец основывает свои требования, будут подтверждать вину контролирующего должника до тех пор, пока их несостоятельность не будет опровергнута ответчиком.

При должном построении линии защиты, ответчик может быть полностью или частично освобожден от претензий субсидиарного характера, что следует из пункта 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве и пункта 9 Постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 №53.

Для освобождения от субсидиарной ответственности ответчику необходимо представить доказательства тому факту, что при наличии у должника признаков неплатежеспособности он не сидел сложа руки, а принимал меры к восстановлению его платежеспособности, либо что его действия были направлены на предотвращение еще большего ущерба.

Ответчик также может быть полностью или частично освобожден от субсидиарной ответственности если докажет, что в банкротстве должника виновен не он, а иное лицо, которое фактически контролировало деятельность должника.

В случае невозможности представления документации арбитражному управляющему, контролирующим должника лицом должны быть представлены веские доказательства невозможности их представления, например: сгорели в пожаре, украдены, изъяты правоохранительными органами (с представлением подтверждающих справок из МЧС, полиции, следственных органов).

В большинстве случаев заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности рассматривается в два этапа.

На первом этапе признается доказанным факт наличия оснований для привлечения к ответственности и рассмотрение обособленного спора приостанавливается.

На втором этапе производится расчет суммы субсидиарной ответственности.

Приостановка дела связана с невозможностью установления конечного размера субсидиарной ответственности.

Дело в том, что требования кредиторов должны погашаться в первую очередь от реализации имущества должника и уже после того как эти активы иссякнут, оставшуюся непогашенную задолженность должен погасить субсидиарный ответчик.

При этом на момент рассмотрения иска о субсидиарной ответственности имущество должника может быть полностью или частично не реализовано, а денежные средства, полученные от его продажи не распределены между кредиторами.

Соответственно приостановка обособленного спора о привлечении к субсидиарной ответственности позволит завершить мероприятия по реализации активов самого должника и распределить полученные средства между кредиторами и рассчитать неоплаченный остаток – размер субсидиарной ответственности.

Между тем может сложиться и иная ситуация, при которой имущество должника будет уже реализовано (или реализовывать просто нечего), а субсидиарная ответственность еще не рассмотрена.

В такой ситуации возможно приостановление уже не самого обособленного спора о привлечении к субсидиарной ответственности, а производства по делу о банкротстве. Причем на время такой приостановки вознаграждение арбитражному управляющему выплачиваться не будет.

Удовлетворение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности или отказ в признании его обоснованным порождает необходимость подготовки апелляционных, кассационных, или надзорных жалоб в вышестоящие инстанции, как со стороны истца, ответчика, так и иных лиц, участников дела о банкротстве.

4.Распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.

Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности порождает необходимость определения способа взыскания с виновного лица присужденных сумм убытков.

Выбор такого права предоставлен кредиторам.

Статьей 61.17 Закона о банкротстве предусматривается, что в случае доказанности оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и вынесения судом соответствующего акта кредиторы должника вправе выбрать способ распоряжения своей долей права требования к ответчику.

Следует отметить, что право по выбору способа распоряжения правом требования возникает на этапе доказанности судом оснований для привлечения к субсидиарной ответственности.

Для целей реализации права по выбору способа распоряжения субсидиарной ответственностью, арбитражный управляющий должен сообщить кредиторам о такой возможности.

Так пунктом 1 статьи 61.17 предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней со дня принятия судебного акта о доказанности оснований для привлечения к субсидиарной ответственности арбитражный управляющий должен разместить в ЕФРСБ информацию о том, что кредиторы могут воспользоваться своим правом по выбору способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.

Соответствующее сообщение может и не опубликовываться, при условии, что арбитражный управляющий известил кредиторов о возможности реализации им своего права, каким — то иным способом, например на собрании кредиторов.

В течение 10 рабочих дней с даты опубликования сообщения каждый кредитор вправе направить в адрес арбитражного управляющего заявление о выборе одного из следующих способов распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности:

1). Взыскание в рамках дела о банкротстве.
2). Продажа этого требования.
3).Уступка (в свою пользу с дальнейшим получением исполнительного листа).

Образец заявления о выборе способа распоряжения требованием о привлечении к субсидиарной ответственности Вы можете посмотреть здесь.

После истечения 20 рабочих дней с даты опубликования сообщения арбитражный управляющий обязан направить в арбитражный суд отчет о выборе кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности. При этом если кредиторы или часть из них не представила заявления о выборе то, по умолчанию, будет считаться, что такие кредиторы выбрали продажу своей части требования.

5. Взыскание задолженности по требованию о субсидиарной ответственности.

После получения отчета арбитражного управляющего о выборе кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности арбитражный суд исследует полученные сведения и осуществляет выдачу исполнительных листов.

При этом исполнительные листы выдаются либо в пользу организации – должника, либо в пользу кредиторов.

Исполнительные листы в пользу кредиторов выдаются только в том случае, когда они выбрали способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности в виде «уступки кредитору части этого требования в размере требования кредиторов».

Тот кредитор, на имя которого был выдан исполнительный лист по взысканию его части от общего требования о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, осуществляет взыскание соответствующей суммы самостоятельно, вне рамок дела о банкротстве.

В случае, если все кредиторы выбрали один и тот же способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности в виде «уступки», то дело о банкротстве может быть завершено, при условии того, что все остальные мероприятия (реализация имущества и др.) были выполнены.

Во всех остальных случаях исполнительный лист выдается на имя организации –должника, и взыскание требования о привлечении к субсидиарной ответственности будет подлежать в рамках дела о банкротстве.

Ответственным лицом за взыскание такой задолженности будет являться арбитражный управляющий. Порядок взыскания будет аналогичен взысканию дебиторской задолженности.

Следует отметить, что хотя Законом о банкротстве и предусмотрено три варианта распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности в итоге реализовать можно будет только два из них: одно из них это «уступка», а вот второе это, или «взыскание задолженности», или «продажа».

Все дело в том, что если кредиторы с большей суммой требований изберут способ распоряжением правом требования в виде «взыскания задолженности», в то время как кредиторы с меньшей суммой требований изберут «продажу», то требования по субсидиарной ответственности и тех и других кредиторов будут взыскиваться так, как выбрал кредитор (или кредиторы) с большим количеством голосов.

На этом, собственно,  все.

Доводим до Вашего сведения информацию о то, что сотрудниками сайта оказываются услуги по подготовке заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, отзывов и возражений на соответствующие иски, информацию о порядке из оказания смотрите здесь.

Читайте также: