Оценка при банкротстве юридического лица

ocenka imushchestva pri bankrotstve

Необходимость проведения оценки в деле о банкротстве в большинстве случаев связана с необходимостью определения начальной цены реализации имущества, взысканием убытков и оспариванием сделок (при определении стоимости отчужденных активов), а также с иными обстоятельствами, в зависимости от специфики каждого конкретного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Закона о банкротстве для целей определения стоимости имущества должника арбитражный управляющий, в случаях предусмотренных Законом о банкротстве, должен привлечь оценщика соответствующего требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В большей части проведение оценки требуется в отношении имущества подлежащего реализации в ходе внешнего управления (в соответствии с утвержденным планом внешнего управления) и конкурсного производства.

Так, как это следует из пунктов 1 статьи 139 Закона о банкротстве, в течение десяти рабочих дней с даты включения в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества, конкурсные кредиторы или уполномоченный орган с процентом голосующих требований по реестру превышающем два процента вправе направить в адрес управляющего требование о привлечении оценщика с указанием перечня имущества подлежащего оценке. 

Аналогичное правило предусматривается и для процедуры внешнего управления, пунктом 5.1 статьи 110 Закона о банкротства, только в данной процедуре конкурсные кредиторы и уполномоченный орган (также имеющие более двух процентов голосов в реестре требований кредиторов) обладают правом по направлению соответствующего требования в течение тридцати рабочих дней с даты публикации сведений о проведении инвентаризации имущества.

В течение двух месяцев, после поступления таких требований, как это следует из пункта 5.1 статьи 110 и пункта 1 статьи 139 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий или внешний управляющие обязаны провести оценку указанного в нем имущества.

Оценка имущества в таком случае осуществляется за счет имущества должника.

При отсутствии у должника денежных средств для финансирования услуг по оценке, арбитражный управляющий уведомляет о данном факте конкурсных кредиторов и уполномоченный орган, предлагая им осуществить финансирование соответствующих расходов.

В таком случае оценка проводится только при финансировании расходов по оценке кредиторами, с дальнейшим возвратом понесенных затрат от средств, полученных от продажи имущества должника.

Следует отметить, что в ряде случаев (или даже в большинстве), финансирование расходов по оценке имущества осуществляется арбитражными управляющими за счет личных средств, с последующей компенсацией расходов после реализации имущества должника.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение (как в процедуре внешнего управления, так и конкурсного производства).

При отсутствии соответствующего требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, обязательной оценке с привлечением независимого оценщика подлежит лишь то имущество, для которого необходимость ее проведения прямо предусмотрена Законом о банкротстве.

Так обязательной оценке независимым оценщиком подлежит следующее имущество:

  • обремененное залогом ( статья 131 Закона о банкротстве);
  • указанное в требовании конкурсного кредитора или уполномоченного органа (обладающих более чем двумя процентами голосующих требований) о проведении оценки (статья 139 Закона о банкротстве);
  • имущество сельскохозяйственной организации (статья 179 Закона о банкротстве, со ссылкой на 130 статью);
  • имущество негосударственных пенсионных фондов (статья 186.4 Закона о банкротстве);
  • имущество негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию ( статья 187.9 Закона о банкротстве);
  • имущество кредитных кооперативов (статьи 189.89, 189.91);
  • имущество застройщиков (статьи 201.5, 201.10 Закона о банкротстве);
  • имущество крестьянских (фермерских) хозяйств (статья 222 Закона о банкротстве);
  • имущество специализированных обществ и ипотечных агентов ( статья 230.4 Закона о банкротстве).

При наличии в конкурсной массе должника имущества, подлежащего обязательной оценке с привлечением независимого оценщика, конкурсный управляющий обязан привлечь такового, заключив соответствующий договор.

Оценка такого имущества производится с оплатой за счет имущества должника.

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 130 Закона о банкротстве, в случае проведения обязательной оценки имущества должника — унитарного предприятия либо имущества должника — акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, то отчет о такой оценке должен быть направлен арбитражным управляющим в обязательном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (Росимущество), который в течение 30 дней со дня его получения вправе направить мотивированное заключение по нему.

После подготовки независимым оценщиком отчета об оценке сведения о данном факте с приложением самого отчета в форме электронного документа подлежат включению конкурсным или внешним управляющим в ЕФРСБ в течение двух рабочих дней с даты поступления копии такого отчета об оценке в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 6, статьи 130 Закона о банкротстве, учредители (участники) должника или собственник имущества должника — унитарного предприятия, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества должника.

Обжалование отчета об оценке имущества должника, как это следует из пункта 7.1 статьи 110 Закона о банкротстве, не является основанием для приостановления торгов.

Как указывалось выше Законом о банкротстве предусматривается необходимость привлечения независимого оценщика для проведения оценки не всех активов должника, в связи с наличием данного обстоятельства, у многих лиц, участвующих в деле о банкротстве возникает вопрос, как определить стоимость того имущества, проведение оценки которого, с привлечением независимого оценщика, в обязательном порядке не предусмотрено Законом о банкротстве и за счет чьих средств должны компенсироваться затраты на оценку.

Исходя из сложившейся практики арбитражные управляющие выходят из данной ситуации следующим образом:

  • подготавливают отчет об оценке имущества самостоятельно, без взимания дополнительной платы с должника или иных лиц, применяя такие же стандарты оценки, которые применяются независимыми оценщиками;
  • определяют стоимость сравнительным подходом самостоятельно, путем исследования цен на аналогичные активы реализуемые в момент определения стоимости имущества должника ( например на сайте avito.ru, yula.ru и других);
  • устанавливают цену имущества равной: инвентаризационной или балансовой или кадастровой или иной стоимости, в том числе с учетом сведений содержащихся в ранее проведенной оценке;
  • все равно привлекают независимого оценщика для оценки имущества, с оплатой услуг за счет собственных средств или за счет средств должника.

Вышеуказанными способами может быть оценено и то имущество, которое указано в пункте 5 статьи 130 Закона о банкротстве, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч руб. и порядок продажи которого и оценка могут быть определены собранием кредиторов, без привлечения независимого оценщика.

Следует отметить, что если арбитражный управляющий возложит на должника или иное лицо расходы по оценке того имущества, которое в соответствии с Законом о банкротстве не подлежит обязательной оценке, то такие действия могут быть признанными незаконными.

В ряде случаев суды, удовлетворяя соответствующие жалобы лиц участвующих в деле о банкротстве указывают, что арбитражный управляющий является тем субъектом профессиональной деятельности, который прошел специальные курсы подготовки, в том числе в области оценки, в связи с чем должен обладать познаниями, достаточными для самостоятельной оценки стоимости имущества или определения ее начальной стоимости.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *