Особенности банкротства стратегических организаций регламентируются ст. 190-196 Закона о банкротстве.
К стратегическим организациям ст. 190 Закона о банкротстве относит: федеральные государственные унитарные предприятия, открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; организации оборонно — промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Перечень стратегических организаций и организаций ОПК, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.
Признаки банкротства стратегической организации появляются в случае наличия задолженности по основному долгу от 1 млн. руб., просроченной к взысканию более шести месяцев.
В целом специальные нормы Закона о банкротстве касающиеся стратегической организации нацелены на сохранение целевого назначения имущества стратегической организации.
Закон о банкротстве предусматривает возможность введения в отношении стратегической организации восстановительных процедур например финансового оздоровления, даже для случая если собрание кредиторов проголосовало за введение конкурсного производства, например при внесении учредителями или иными лицами обеспечения исполнения обязательств в размере не менее размера обязательств должника по данным бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату предшествующую дате проведения первого собрания кредиторов.
В целях восстановления платежеспособности стратегической организации Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 191 Закона о банкротстве правомочно провести ряд соответствующих реабилитационных мероприятий, в том числе направленных на реструктуризацию задолженности, ее оплату и др. Правительство РФ также вправе предъявить к кандидатуре арбитражного управляющего перечень дополнительных требований.
Одной из особенностей банкротства стратегических организаций является добавление к лицам, участвующим в деле о банкротстве, еще одного фигуранта — федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.
К обязанностям данного лица в случае введения процедуры внешнего управления отнесена необходимость подготовки заключения по плану внешнего управления, при этом сам план может предусматривать заключение сделок, не относящихся к хозяйственной деятельности. В ходе внешнего управления внешний управляющий не имеет права отказаться от выполнения работ по государственному оборонному заказу, и не вправе отчуждать имущество, связанное с его выполнением.
Продажа предприятия должника предназначенного для выполнения государственного оборонного заказа производится в виде открытого или закрытого (если имущество ограничено к обороту) конкурса.
В случае если реализуемое имущество относится к разряду ограниченно оборотоспособному то на торгах вправе участвовать те лица которые наделены правом по его обладанию (например лицензией).
Кроме того, к обязательным условиям конкурса должны относиться условиях, при которых покупатель будет обязан обеспечить сохранение целевого назначения имущественного комплекса и выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по оборонному государственному заказу и т.п.
При продаже стратегического предприятия предназначенного для выполнения работ по государственному оборонному заказу преимущественным правом его покупки имеет Российская Федерация.
Продажа имущества не связанного с исполнением государственного оборонного заказа и не входящему в имущественный комплекс должника может продаваться по общим правилам, указанным в ст. 111 Закона о банкротстве.